Наверх
online

Алексей Beleg Прибытков

Чувак, мы в аду. Коды не будет.(с)

Основная информация

Родной город:

Контактная информация

Моб. телефон:

пластмассовый

Жизненная позиция

Полит. предпочтения:

Коммунистические

Отн. к курению:

Отн. к алкоголю:

Личная информация

Любимые фильмы:

Любимые телешоу:

Любимые цитаты:

Бороться и искать, найти и перепрятать!

Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются!(с) Андрей Мартьянов

Нет никакой метафизики, есть только сиськи и пиво!(с) Вейк

Счастья для всех, бесплатно, и пусть никто не уйдет обиженым.(с) Стругацкие, "Пикник на обочине"

О себе:

Всякое бывало. То ли еще будет.
Показать полный список
Напишите что-нибудь...
Тематика
Указать источник
На стене пока нет ни одной записи
Закрыть
Про Алапаевскую узкоколейку.

К железнодорожному туризму я охладел после похода по КБЖД три года назад. Наелся, видимо. Ездить на поездах по-прежнему люблю, но вот так, чтоб выискивать на карте всякие малодеятельные или заброшенные ветки и ехать к черту на рога, чтоб по ним покатать или полазать - нет. Сменились приоритеты. Тем не менее, АУЖД - место конечно знаковое, особенно на фоне крайне плачевного и каждый год ухудшающегося состояния узкоколеек в стране. Это самая протяженная на данный момент дорога, ведущая натурально на край света, с пассажирским движением по всей длине и, понятное дело, со своей ни с чем не сравнимой атмосферой. И конечно, это совершенно особенная общность людей, которые туда ездят. Поездки в такие места приносят крайне специфические впечатления и, как правило, стоят не особо дёшево, поэтому нужно быть довольно упоротым, чтоб выбрать себе такой вид отдыха. В обществе таких людей бывает крайне интересно. Так что, когда на poezdnaprokat.ru объявили об очередной экскурсии туда, я подумал, что неплохо бы повторить поездку четырёхлетней давности.

Разумеется, как в известном анекдоте, нашлись свои нюансы. Первые два мне подкинула работа. Поездка предполагала вылет из Москвы вечером/ночью в пятницу, встречу с группой в Екатеринбурге утром в субботу и обратный рейс поздно вечером в воскресенье. Даты совпали с отпусками некоторых моих коллег, соответственно, я не имел ни возможности взять отгул, ни даже права уйти с работы в пятницу раньше или опоздать на нее в понедельник. То есть, случись заминка, и могли бы быть проблемы. Второй нюанс - это то, что за несколько дней до вылета наш начальник производства пришел на работу насквозь больным и с температурой. Через пару дней, возвращаясь ночью с репетиции, я понял что и меня, похоже, накрывает. Пришлось жрать горстями иммунномодуляторы, так что на момент старта от прошедшей краешком простуды остался только лютый насморк, который, конечно, доставил массу впечатлений, но послужить причиной отмены поездки, конечно же, не мог.

Поскольку Дамир, мой товарищ по прошлой поездке на АУЖД и по байкальскому походу, на момент моего решения ехать уже взял билеты, я подумал, что вместе всяко веселее и купил билет на тот же рейс, вылетающий из Москвы в районе полуночи. Но гладко было на бумаге, как говорится. Нас посадили в самолёт, провели подготовку к взлету, и выгнали обратно. Дескать, Кольцово не принимает рейсы из-за тумана. Вылет перенесли сначала на два часа, а потом ещё на три. По правилам в таких случаях пассажиров обеспечивают горячим питанием. И действительно, выдали по купону на 600 рублей и список заведений в аэропорту, где их можно реализовать. Мне лично хватило на порцию пельменей. В полпятого утра мы всё-таки улетели. По времени понимали, что на экскурсию по ДЖД скорее всего не успеваем. Но так как задержали ещё и следующий рейс на Екатеринбург, и вылетал он в итоге почти одновременно с нами, а на этих двух самолётах, судя по всему, летела чуть ли не половина всей нашей группы, то нас решили дождаться. Тем более, что к отправлению поезда мы все смогли доехать. Позавтракать только не вышло.

ДЖД в Екатеринбурге - старейшая на территории РФ. В 2016-м ее основательно реконструировали. Помимо самой дороги, тут ещё большая экспозиция узкоколейной техники, в том числе есть три паровоза. Почти вся техника рабочая, периодически ходит по маршруту. В основном на таких дорогах сейчас ходят современные камбарские вагоны под локомотивом ТУ-10, который выглядит как сильно недоношенный ублюдок "сапсана" и маршрутки и является по сути грузовиком на рельсах. Здесь же регулярно пускают на линию ТУ-4 и ТУ-7 (правда, из этого сделали аляповатый муляж паровоза). Говорили, что ходит магистральный ТУ-2, а на День Победы выкатывают один из паровозов. Парк вагонов тоже большой. Нас, к примеру, катали на польском "пафоваге". В целом, последние годы ДЖД в России активно приводят в порядок, что не может не радовать. Хотя, по словам нашего экскурсовода, многое делается достаточно криво.

Дальше был автобус до Алапаевска, в котором я наконец-то немного поспал, закупка теплых вещей в местной "пятерочке", где я едва не прослезился, увидев в продаже "баддингтон" по 127 рублей, музей АУЖД, экскурсию по которому я слушал вполуха, потому что ничего нового не узнал бы, ну и собственно погрузка в поезд. Вообще основная идея этой экскурсии заключается в том, чтобы арендовать поезд, который пойдет по дороге в светлое время суток и будет останавливаться во всех красивых местах. Трафик там позволяет это устроить, а регулярное пассажирское движение осуществляется в основном по ночам, с короткими остановками на станциях, то есть увидеть что-то примечательное на АУЖД, просто купив билет в кассе и поехав на обычном поезде, проблематично. А в рамках данного формата мы садимся в поезд вечером в субботу, на закате проезжаем кусок дороги, останавливаемся у кафе - серьезно, прямо на насыпи напротив дверей - ужинаем, едем в ночь до конечной, отсыпаясь по пути, а там уже встречаем рассвет, завтракаем и выдвигаемся обратно, останавливаясь в интересных местах.

Понятное дело, что тут существует своя специфика и экзотика, за которой в частности люди туда и едут. На дороге есть два плацкартных вагона, в которых мы, собственно, и перемещались. Узкоколейный плацкарт - это вагон, в котором есть только боковые полки, узкие и короткие. Скажем, я при росте 180 см на них выпрямиться не могу. У этих полок нет ограничителей, а поскольку из-за узкой колеи и неважного состояния пути, обычного для таких дорог, вагон при движении конкретно так шатает, то попытка поспать на верхней полке в нем будет не то, чтоб экстремальным занятием, но совершенно точно запоминающимся. С какого-то момента, при случаях особенно сильной качки, которые происходят при проходе по осевшим путям, начинаешь хвататься за все подряд, не просыпаясь. Но вообще удивительно, как никто с полок не навернулся. Второй момент - вагон топится печкой. С вечера проводник протапливает его до состояния, когда на верхней полке не очень есть чем дышать, а потом он медленно остывает, и под утро уже лучше иметь наготове спальник, потому что ночи в сентябре на Урале ни разу не жаркие.

Третий же момент мы создали себе сами, честно говоря. Официально на протяжении всей поездки непосредственно по АУЖД декларирован сухой закон. Неофициально же, как говорилось в "Сказке про партизана" у Гайдука, никто тебя не спалит, если ты сам не спалишься. Потому у меня почти все подозрительное было заранее смешано в нужных пропорциях с колой, а то, что осталось в чистом виде, употреблялось исключительно в тамбуре без посторонних глаз. И вообще все происходило очень культурно до ужина в кафе. А сразу после него я попробовал отвалиться спать, и вот тут выяснилось, что у некоторых окружающих возможность употреблять всякое заканчивается раньше желания. Называть имёна и рассказывать все подробности не буду из соображений деликатности, скажу лишь, что доставание нетрезвого тела из-под нижней полки, куда оно забилось после падения с оной, было далеко не единственным и, возможно, не самым яркимй номером шоу-программы нашего передвижного контактного зоопарка. В общем, впечатлений хватило всему вагону. Конечно, наутро было забавно обсуждать весь этот треш и всячески упражняться в остроумии, но лично у меня все вышеперечисленное плюс бессонная ночь в аэропорту вылились в то, что всю дневную поездку меня люто рубило и складывало. Я конечно вылезал на всех остановках, фотодрочил, тусил в тамбуре у открытой двери во время движения, даже в кабине тепловоза покатался. Но делать это, не пытаясь перманентно свалиться и уснуть, было бы несколько приятнее, конечно.

Дорога имеет протяженность около 150 км и заканчивается станцией Калач. Две трети ее длины до станции Санкино дублируются автодорогами, там идёт жизнь, как в любой другой обычной российской глубинке. В самом Санкино находится депо, а вот за ним уже начинается по сути дикая территория. Следующее место, где живут люди - это как раз конечная, Калач. Население на сегодня - 8 человек. Тут много брошенных и развалившихся домов, сети нет, про магазин или медпункт даже речи не идёт. Узкоколейка - единственная связь с внешним миром. Из благ цивилизации только генератор, который запускают на пару часов в день. Ну и тепловоз с одним вагоном, приходящий из Санкино 4 раза в неделю. За поселком мост через реку, с которого давно сняли рельсы, и старая зарастающая просека там, где когда-то проходила железная дорога. Самый настоящий край света, в общем. Очень атмосферное место. Здесь мы ходили гулять к реке и по поселку, позавтракали и отправились в обратный путь с остановками в красивых местах. Особенно доставляют мосты через реки, уровень воды в которых в половодье может подниматься до 8 метров. Поэтому мосты тут строят высокие и защищают их массивными противоледоходными конструкциями. Надо сказать, что бревна, принесенные паводком и застрявшие в этих сооружениях примерно на половине высоты моста, внушают уважение. У мостов поезд специально останавливали, давали нам пройти вперёд, чтобы красиво снять проход поезда по мосту. Очень интересно, смонтирует ли кто-нибудь из моих попутчиков, снимавших видео, какой-нибудь внятный ролик? Хотелось бы посмотреть. А то ведь даже коптер поднимали для съемки. Ну и разумеется отдельное удовольствие - сидеть в тамбуре у открытой двери во время движения. Жаль, свешивать ноги категорически запрещено. Но там реально можно веткой по роже выхватить. С другой стороны, а где ещё сейчас даже так можно покататься. Вообще узкоколейный подвижной состав и инфраструктура - это свой особый мир с совершенно неповторимой эстетикой. Нам, привыкшим к обычным поездам, такая техника может казаться игрушечной, но при этом она может действовать там, куда никак не проложишь широкую колею, более того, от нее на самом деле может зависеть выживание людей. И ещё в ней привлекает сочетание неказистости и функциональности. Очень колоритная штука, в общем.

Ближе к вечеру доехали до кафе в Верхней Синячихе, там же, где и ужинали. Пообедали, зашли в местный музей, покатались на ручной дрезине, а дальше автобус в аэропорт, вылет, к счастью, без задержек, и ближе к часу ночи я уже был дома.

В прошлом году движение от Санкино до Калача закрыли из-за состояния мостов. Это встревожило знающих людей, потому что по опыту это могло означать ликвидацию этого участка, а в перспективе и всей АУЖД - ведь в Санкино можно попасть и по автодороге, а значит нет особого смысла содержать все это железнодорожное хозяйство. К счастью, всего этого не случилось. Мосты реально перестроили, заменили деревянные конструкции на металлические, обновили защиту от ледохода. Вообще хочу сказать, что сейчас и сама АУЖД, и поселки на ней выглядят лучше, чем в 2018-м, когда я там был в первый раз. И я очень надеюсь, что дорога продолжит свое существование. Вернусь ли я когда-нибудь туда? Не знаю. В данный момент такие путешествия - это не совсем мое. Наверное, должно пройти еще несколько лет, чтобы я соскучился по этим местам. А там посмотрим.

Много фото тут https://vk.com/album71454734_285097227
24
Сначала интересные
Вадим Галкин
Восторг.
Кристинка Комиссарова
Серж Ушаков
Стрелять колотить лонгрид. Благо дорога в Нерезиновую автобусом располагает к чтению. Очень годные жизнеописания и фотки. 👍