Съездил в субботу в поселок Номжа Костромской области на Бельниковское торфопредприятие. Поездку организовала компания
"Поезд напрокат", я уже третий раз с ними катаюсь, и каждый раз интересно. Предприятие уже три года фактически не работает (что, увы, не удивительно), но территория сохранилась, есть много давно неработающей техники, и немного работающей, а именно, пара тепловозов и как минимум один вагон узкоколейки (см. картинку выше). А, да, самое главное, сохранилась узкоколейка, причем не пара километров путей, а ощутимо больше. Вот по этим путям мы и катались. Держится все это не на голом энтузиазме, нынешний хозяин этого великолепия по крайней мере содержит штат сторожей, чтобы не разворовывалось то, что осталось. Ну и в депо есть жизнь -- хотя бы чтобы туристов катать мощности остались.
Не секрет, наверное, что торфодобыча в Союзе была тесно связана с узкоколейными железными дорогами, а узкоколейные железные дороги с торфодобычей (и сейчас они вместе тихо умирают). А посему, если узкоколейка -- это не Детская Железная дорога, то с большой верностью она ведет на торфяные болота. Не знаю как у кого, а для меня торфяные болта -- это в первую очередь место обитания Одной Страшной Собаки. "Если жизнь и рассудок дороги вам -- держитесь подальше от торфяных болот". Осталось связать Собаку с узкоколейкой. Я думал и придумал. Баскервильский Эксперсс.
Вот он еще раз. Тут может показаться, что дальше ему ехать некуда. На самом деле и правда некуда. Это тупик, правда, никак не обозначенный.
Отсюда можно только обратно.
Вид из кабины тепловоза.
Пейзаж на пути следования Баскервильского Экспресса не разочаровал. Хошь снимай еще одну киноверсию повести Конан Дойла, хошь -- продолжение "Сталкера", хошь устравивай шоу "Однажды в Припяти". Впрочем, смотрите сами...
Вот так выглядит место, где размещалась техника для работы. Собственно, она и сейчас размещается. Только не работает.
Вокруг трактора произрастают молодые деревца.
А тут была мастерская.
Так выглядит специально осушенное и подготовленное торфяное болото, на котором и происходит добыча. Холм вдали -- это готовый к вывозу торф... который, правда, никто не вывозит.
Вот еще торф. К тому месту, где должна быть погрузка, проложена временная линия узкоколейки. Но наката нет, сейчас сюда никто не ездит.
А вообще там красиво.
Это, кстати, мост. Причем довольно высокий. Можно было найти ракурс получше, но я что-то не захотел лазить по скользкой траве.
И на закуску видео: Баскервильский Экспресс проходит по мосту.