Предыдущий пост В избранное Поделиться Отслеживать Пожаловаться Следующий пост
Болота, торф и покатушки на мотодрезине.
olly_ru
Откуда берется торф? Где его добывают? Как его добывают? Зачем? Почему?
Я конечно понимаю, что в обычной жизни вряд ли кто-то сидит и мучается этими вопросами. Но тем не менее все равно же интересно вдруг взять и найти ответы на эти вопросы. И не просто найти, а посмотреть на все собственными глазами.

Хорошо быть блоггером. Блоггеров приглашают на разные интересные мероприятия. Честно говоря, сама я вряд ли бы додумалась поехать на торфоразработки. Но благодаря сообществу mosblog вдруг неожиданно там оказалась, на все посмотрела.



Организовала экскурсию компания "Поезд напрокат"
Ребята настоящие эксперты в области промышленного туризма, поэтому поездка на торфоразработки далеко не единственное мероприятие, которое они проводят.

А еще они просто фанатики узкоколеек. Они знают про них все. Где, когда, сколько, зачем...
Промышленный туризм, торфоразработки неразрывно связаны с узкоколейками. Поэтому неудивительно, что вся наша экскурсия проходила на... мотодрезине.

Честно говоря, меня не столько интересовал торф, как возможность покататься на такой тарантайке среди красивых пейзажей.



Всего мы проехали чуть больше 20 километров. По дороге выходили смотреть поля торфодобычи, какие-то заброшенные поезда и просто фотографировать красивости.

Началась наша экскурсия со станции с говорящим названием "Торфопродукт". На самом деле место это знаменито не только торфом. Именно в здешней школе работал Солженицын. И именно про это место его книга "Матренин двор."



Любители советской старины - велкам. Такое впечатление, что время здесь застыло. Дух эпохи шестидесятых-семидесятых царит повсюду.



Градусник - раритет. А ведь еще каких-нибудь полвека назад они были на каждом учреждении.



И еще один динозавр минувшей эпохи



А наша дорога лежит в депо мезинского торфопредприятия. Некогда крупная торфодобывающая империя с гигантской сетью торфовозных узкоколеек... Сейчас от былого могущества остались жалкие ошметки. Торфодобыча сократилась в десятки раз. А от узкоколейки протяженностью в сотни километров остался лишь маленький кусочек. Километров двадцать. Да и тот постепенно разбирают.

В депо куча старого теперь уже совсем ненужного железа.



Но пока предприятие функционирует и можно посмотреть, как же происходит торфодобыча.

Начинается все с депо, откуда рабочие отправляются на торфозаготовительные поля. Вот на таком тепловозе.



Вот по этой дороге.



Наша мотодрезина готова и мы отправляемся в путь.



Лично я никогда не каталась по рельсам на вот такой табуретке с моторчиком. Скорость этого агрегата где-то 20 километров в час. С одной стороны - не быстро конечно. С другой - как раз чтобы природу посмотреть и чтобы острые ощущения получить :)



Вот такая вот сцепка на мотодрезине.



За поворотом неожиданно появляется возвращающийся тепловоз. Однако же, оживленное движение для такого глухого места.



Тем временем мы приехали на поля торфодобычи. Сейчас их в Мезинском торфопредприятии четыре. Ежегодно добывают где-то 30 тысяч тонн торфа в год. Что по сравнению с советскими временами ничтожно мало.
Это единственное изменение в окружающей действительности. Застывшее время настигает нас и здесь.



Раз приехали, займемся теперь наконец торфом.

Как известно, торф добывают из болот. Чего-чего, а болот в Шатурском районе хватает. Собственно, все вокруг - сплошное болото.



Заболоченные территории осушают, расчищают от деревьев, и получаются вот такие поля.



И за работу берется техника. Вот здесь практически все машины, используемые для торфозаготовок.



Поля разделяют на делянки. Делянки на борозды. А по бороздам идут вот такие красивые машины и собирают торф в пирамидки.



Более современный вариант торфозаготовительной машины - делает сразу же торфяные колбаски. Но говорят для нашего торфа не очень подходит, поэтому ее используют крайне редко.



Добыча торфа проходит с мая по сентябрь. Торф собирают в пирамидки, где он лежит до зимы. Зимой его вывозят с полей.
Разрабатывают торфяные месторождения при слое торфа не менее чем три метра. Там где мы находились, слой торфа достигал семи метров.

После того, как торф выбирают до песка, поле опять заболачивают. Вскоре оно снова зарастает.



Торфодобыча - очень пыльное и огнеопасное мероприятие. Поэтому везде царят строжайшие требования к технике безопасности. Работы ведутся только при определенной температуре, влажности и обязательно в безветренную погоду.
Прослушав все эти ограничения я задалась вполне уместным вопросом - как при нашей капризной погоде вообще удается найти дни подходящие для заготовок?!

То что мероприятие это очень пыльное мы смогли убедиться лишь только техника начала работать.







Пожарный трактор с бочкой всегда наготове. Правда не очень понятно, чем сможет помочь такая маленькая бочка в случае возгорания.



Чтобы грузить в вагоны собранный торф, к пирамидкам кладут узкоколейку.



Проложили рельсы, погрузили торф, разобрали рельсы.



Собранный торф везут в цех, где его прессуют в брикеты. И наконец готовые брикеты отправляют на электростанции, где их используют в качестве топлива.
К сожалению мы были в субботу и брикетный завод не работал.

Познавательная часть программы на этом закончилась. Началась отдыхательная. Мы отправились дальше на мотодрезине любоваться окрестностями, купаться в озере.



Наш паровоз вперед летит...



Однако, погода купанию не способствовала. Просто покатались, по сторонам посмотрели. А на остановках пока мужики увлеченно обсуждали особенности узкоколейного транспорта, девушки лакомились собирали вкуснющей земляникой, которой в этих местах очень много. Так что никто не скучал.



Так и ехали, пока рельсы не закончились.



Наши проводники сказали, что еще неделю назад рельсы были. Так что тем, кто хочет вот так покататься следует поторопиться. Неизвестно как долго дорога просуществует.



На обратном пути мы заехали посмотреть старые вагоны.



Кроме вагонов для перевозки торфа, для перевозки техники оказалось что существует еще много разновидностей. Например, передвижная баня.



После продолжительных гуляний и катаний нас ждал пикник на специально оборудованной полянке. К этому моменту стало совсем холодно, моросил занудный дождь... Так что горячие колбаски с чаем были очень кстати.



Во время обеда разговоры об узкоколейках не прекращались. Я конечно знала, что они в природе существуют. Но никогда не думала, что это может стать объектом туризма. Кстати, весьма интересная идея.

Дождь не прекращался, а нам надо было возвращаться в депо. Очень удачненько оказалось, что тепловоз забрал рабочих с полей и тоже движется в нужном нам направлении.
Несколько героев категорически отказались покидать мотодрезину. Ну а мы, более слабые духом, предпочли оставшиеся полчаса проехать в теплой кабине.



Новое средство передвижения - новые откровения. Все очень похоже на машину. Я постоянно ловила себя на мысли, что еду не по железной дороге, а в какой нибудь вахтовке по дороге.



Вот они - настоящие фанаты мотордезин. Мокрые, но довольные возвращаются в депо.



Вот такая увлекательно-познавательная поездка получилась.
И да, кататься на мотодрезине по узкоколейке среди болот и лесов - ооочень увлекательное занятие.


Вместо эпилога... Купец, отправляясь в плавание: - Что тебе привезти, доченька младшенькая? - Привези мне, батюшка, чудище страшное для сексуальных утех и извращений! - Да ты что, доченька, я же отец тебе - я не могу этого позволить! - (вздыхая) Хорошо... пойдем по длинному пути.... Привези…

Вот от станции Торфопродукт и стартовали. А до нее с Казанского вокзала три с половиной часа на электричке - вот собственно единственный неприятный момент этого путешествия.

Да, далековато. Я уж думала, по Москве можно на такой скамеечке рассекать... :)

Ага, и торф собирать :) Увы-увы... Но один-то день можно потратить на такие покатушки.

Можно. Но на работу каждый день было бы интересней. :)

Наташа, ты меня пугаешь! Ты хочешь заняться торфодобычей?! :)

Разве что на Корфу... Как думаешь? На Корфу можно достать торфу? :)

Не важно Кофру иль не Кофру, а все же лучше, чтоб без торфу :)

Ну да. И интересно и на мотодрезине покататься, скажем так, необычно :)

Старуха Шапокляк на чем-то похожем передвигалась :))

Так... Попрошу без намеков :)))
На самом деле, меня действительно удивило, что вот на этой скамеечке можно кататься. И что есть целое сообщество людей фанатеющих от узкоколеек и транспорта передвигающегося по ним.

Так я ей в детстве завидовала :)) так же хотела покататься :))
Народ фанатеет от самых удивительных вещей, как-то меня в Питер провожал старый друг, у меня был первый вагон, он как увидел мой электровоз кинулся цифирьки переписывать, что-то обьяснял мне, что он какой-то не такой и на другом маршруте должен быть, кому-то грозился на форуме рассказать... я мало поняла, но он был очень увлечен :))

Да, каких только странных увлечений нет... Хотя, наши увлечения другим людям тоже зачастую кажутся ой какими странными :)

блииин! вот я бы точно ввязалась в такое приключение!
никогда не ездила на табуретке с моторчиком:))

вооот. А то все "Альпы, Альпы"... У вас-то в Альпах таких развлечений нет :)

Классно съездили! А комаров не много было? Знаю что те места славятся огромным количеством насекомых.

Комаров вообще не было. Ну или совсем чуть-чуть. Я их терпеть не могу, поэтому набрала кучу репеллентов, в итоге ничем вообще не пользовалась.

Какой увлекательный рассказ! Будто и сама чуть-чуть там побывала)))

"Катание на мотодрезинах и торфодобывающее предприяти

livejournal

2014-06-26 17:32 (местное) Отслеживать

Пользователь g_victor сослался на вашу запись в своей записи «"Катание на мотодрезинах и торфодобывающее предприятие" - Отчетный пост!» в контексте: [...] еще интересное, но об этом в отчетах наших участников: 1. Болота, торф и покатушки на мотодрезине [...]

Вы читаете журнал olly_ru