УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ТВЕРСКОГО КОМБИНАТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ №2

ПОЕЗДКИ АВТОРА







Впервые мне довелось пересечь узкоколейную железную дорогу Тверского (в то время Калининского) комбината строительных материалов №2 ориентировочно в 1989 году, проезжая в автобусе маршрута Калинин — Лисицкий Бор по автодороге Калинин — Рождествено. К сожалению, тогда она не запомнилась.

В мае или июне 1994 года (возраст — 13 лет), проезжая в автобусе Тверь — Кимры, я обратил внимание на действующую узкоколейную железную дорогу, расположенную у границы города. Вскоре поездки в этот район стали регулярными. Поездка от дома в Клинском районе Московской области, где я жил каждое лето, до Силикатного завода занимала около трёх часов (40 минут пешком от дома до станции, затем почти полтора часа на электричке, ещё около часа, с учётом ожидания, на трамвае маршрута №6 от вокзала до конечной остановки).

Никаких родственников или знакомых в Твери и Тверской области у меня никогда не было, но в 1994 и 1995 годах я приезжал в этот город десятки раз — Тверь очень понравилась, сюда неудержимо влекло. В некоторые поездки брал с собой велосипед. Основным районом посещения были окрестности Силикатного завода. В лесу недалеко от Константиновского карьера я пытался строить замаскированное «жилище», чтобы иногда ночевать в нём, но не довёл строительство до завершения.

С 1996 года частые поездки в Тверь прекратились, теперь я приезжал сюда не больше десяти раз в год. В октябре 1998 года удалось проездить узкоколейную железную дорогу — проезжаю в тепловозе-автомотрисе ТУ8П-001 от Красногорского карьера до трамвайной остановки «База жилстроя».

В последующие годы бывать в Твери приходилось редко (не больше пяти раз в год). К сожалению, только в 2003 году были сделаны первые фотографии узкоколейной железной дороги, причём они оказались крайне низкокачественными. В эпоху «плёночной» фотографии каждый снимок стоил денег (плёнка и фотопечать). Денег остро не хватало, поэтому я не мог позволить себе фотографировать эту узкоколейную железную дорогу (как и другие дороги, находящиеся недалеко от дома) — приходилось фотографировать только те узкоколейные железные дороги, которые находятся далеко, и те, которым угрожало уничтожение. Теперь об этом приходится горько сожалеть — фотографии из далёких 1990-х годов в XXI веке являются величайшей ценностью.

Ситуация изменилась после распространения цифровой фотографии. 6 мая 2006 года узкоколейная железная дорога была зафотодокументирована на всём протяжении — в тот день сделаны 253 фотографии. Иду пешком от КСМ-2 до Красногорского карьера. Обратно, от Красногорского карьера до города, доезжаю в кабине тепловоза ТУ7А-3215.

В 2009 году узкоколейная железная дорога посещалась и фотодокументировалась дважды (15 апреля, 17 октября). В ходе поездки 15 апреля общаюсь с руководителями комбината, оставляю в подарок книги. Отношение с их стороны к моей деятельности было очень хорошим.

В 2010 году узкоколейная железная дорога посещалась трижды (25 марта, 22 октября, 4 декабря).




++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Поездка 4 декабря 2010 года
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


Поездка 4 декабря 2010 года была особой — в этот день на узкоколейной железной дороге московской компанией промышленного туризма «Поезд напрокат» была устроена экскурсия для любителей железных дорог.

По предварительной договорённости с компанией «Поезд напрокат» принимаю участие в экскурсии в качестве проводника — рассказываю другим участникам об истории и современном состоянии узкоколейной железной дороги. Одна из целей поездки состояла в том, чтобы сделать фотографии необычного для дороги события. Как известно, территория комбината охраняется и недоступна для посторонних. Впервые в истории на ней должна была оказаться большая группа любителей железных дорог. Тепловоз-автомотриса ТУ8П-001, за все 20 лет своей работы возивший только сотрудников комбината (в своё время удалось договориться о поездке на нём «в порядке исключения»), впервые должен был везти совершенно других пассажиров.

Своей задачей считаю фиксацию каждого значимого события в жизни узкоколейной железной дороги (в отдалённых планах — издание книги, посвящённой узкоколейной железной дороге ТКСМ-2). Это заставило ехать в Тверь, несмотря на обещание не отлучаться из дома хотя бы с декабря по апрель (впрочем, распространяющееся на дальние поездки, что не относилось к данному случаю) и обусловленные этим неприятности перед поездкой и после неё.

По странному совпадению, в тот же день, 4 декабря 2010 года, компания «Руст-Локо», также занимающаяся организацией экскурсий на узкоколейные железные дороги, проводила сходное мероприятие в 20 километрах от Твери — на узкоколейной железной дороге бывшего Васильевского ППЖТ. Сходство проявлялось ещё и в том, что для обеих поездок использовался похожий подвижной состав: в Твери участников экскурсии перевозил тепловоз-автомотриса ТУ8П-001, в Васильевском Мхе — тепловоз-автомотриса ТУ6П-016 (неспециалисту ТУ6П и ТУ8П могут показаться одинаковыми).

Почти все участники экскурсии ехали от Москвы до Твери и обратно на заказном автобусе. Однако решаю ехать на электропоезде (Москва 6:55 — Тверь 9:32), так как на нём ехали некоторые участники экскурсии от «Руст-Локо», с которым я был заочно знаком — Георгий Красников (автор сайта http://www.transportglobus.info/), Денис Кабанов. Как минимум двоих участников данной поездки, Дмитрия Крюкова и Александра Фетисова, даже доводилось видеть в 2005 году. В электричке, а затем и на узкоколейной железной дороге, бесплатно раздаю свои книги — их никто не покупает, пусть таким образом они найдут своего заинтересованного читателя.

Времени на проезд от вокзала до КСМ-2 было очень мало, поэтому еду «маршрутками», а не любимым трамваем маршрута №6 (который скорее всего в ближайшее время будет уничтожен варварскими властями, вместе с линией на Константиновку). Добираюсь до проходной вовремя. Вскоре к ней прибывает заказной автобус из Москвы.

Со стороны завода проведение экскурсии обеспечивали начальник Горного цеха Михаил Оганян, механик горного цеха Алексей (?) и машинист тепловоза-автомотрисы. Экскурсия происходила в субботу, завод по выходным дням из-за «кризиса» не работает, поэтому производственной деятельности не было. Красногорский карьер был безлюдным и заснеженным. До карьера и обратно ТУ8П-001 ездил дважды — салон тепловоза-автомотрисы не мог вместить всех участников экскурсии одновременно.

В ходе поездки и на карьере, как и обговаривалось, я рассказывал об истории узкоколейной железной дороги, но это, похоже, мало кого интересовало. Многим был важен сам факт поездки по узкоколейной железной дороге, ведь «среднестатистическому» жителю Москвы — загруженному работой, имеющему мало свободного времени и редко путешествующему по России, сделать это непросто. Тверской КСМ-2 — серьёзное предприятие, имеющее пропускной режим и в обычные дни недоступное для посторонних. Между тем, в Московской области с 2009 года не осталось узкоколейных железных дорог, кроме Малой Московской детской железной дороги, узкоколейная железная дорога ТКСМ-2 — едва ли не самая простая для поездки из Москвы (Болонь находится на таком же расстоянии, но, в отличие от Твери, туда можно добраться только на личном автомобиле).

После прибытия из Красногорского карьера второй группы экскурсантов ТУ8П-001 был заведён в «родное» деповское стойло — другого движения в этот и на следующий день не предвиделось. Напоследок была сделана групповая фотография (доступна пользователям «Vkontakte.ru»). Участники экскурсии отправились в Москву на автобусе, я пошёл пешком на вокзал по улицам любимой Твери, пройдя половину города. Одной из целей пешей «прогулки» являлось фотодокументирование Тверского трамвая, страдающего под «тяжкими ударами» антинародных властей.

Возвращаюсь в Москву электропоездом №6719 16:07 — 19:22 (стоит 30 минут в Редкино, пропуская «Сапсан»). «Наказанием» за неподобающий поступок стала сильная простуда. Хотелось бы надеяться, что это было не последнее позитивное событие в жизни узкоколейной железной дороги, и в дальнейшем такие события будут происходить не зимой...






09.12.2010 © С. Болашенко


«Узкоколейная железная дорога Тверского комбината строительных материалов № 2»