Книга "Графская дорога"

Наличие мест: Осталось: 4 из 20

Друзья! Хотим рассказать вам об уникальной книге Вадима Миронова "Графская дорога", которая вытаскивает для нас из трясины времени полную событиями историю узкоколейки графа Шереметева. "Канувшая в безвестие заволжских лесов Графская дорога обладала, прямо таки, магической привлекательностью и особой красотой своих ещё различимых очертаний. Её маленькие и какие-то уютные насыпи, ее математически точно проложенные выемки, ее смелые выходы к рекам – всё влекло к странствию по этому загадочному пути! Книга ведёт читателя сквозь целую «вселенную» давних деловых и личных отношений старой России, пересекшихся в судьбе Графской дороги. Сразу скажем – издана великолепно, с отменно продуманным тонким дизайном, с богатыми иллюстрациями, на отличной бумаге и … с краеведчески обаятельным текстом!" Ниже на  странице предлагаем вам ознакомиться с полным текстом рецензии на книгу от основателя Мышкинского народного музея Владимира Александровича Гречухина.

Приобрести книгу вы сможете в Переславском железнодорожном музее или заказать у нас.

Стоимость книги 1200 рублей:

Доставка:

0 рублей при получении книга на наших мероприятиях.

0 рублей при самовывозе из Москвы (Онежская улица) по предварительной договорённости.

от 300 рублей (в зависимости от адреса ) курьерская доставка по Москве.

от 400 рублей при отправке Почтой России и СДЭК по территории России.

Заказать книгу можно по email: umkarus@gmail.com или по телефону 8 926 1717342 (Александр).

 

Рецензия на книгу «ГРАФСКАЯ ДОРОГА»


…Когда много лет назад, в уже едва различимой дали прошлого я начинал свой детский путь в краеведении, то оно представлялось мне страной прекрасных тайн, чарующих воображение. Они властвовали над моей душой той волшебной властью, без которой жизнь лишилась бы красоты и обаяния. Эти тайны манили к первым неумелым шагам к познанию и к первым смешным и трогательным находкам («открытиям»!)

Не рассказать, как драгоценно было каждое из таких «открытий», и как драгоценно было каждое (даже самое малое) узнавание давно минувшей жизни.

Шли годы, и они сливались в десятилетия. Краеведение, простое и искреннее, давно стало судьбой не только моей, но и моей семьи и моих немногих, но верных друзей. Волшебный туман, скрывающий милые тайны прошлого малой родины, расступался и редел, и ясней и понятней проступали давние события, свершения, образы. И всё это становилось необходимой сердцу и разуму Большой Историей малых родных мест, моим и нашим устойчивым здешним Русским Миром. Прежних тайн становилось всё меньше, а разумной яви былого – все больше.

Но одна тайна, казалось, навсегда останется манящей и прекрасной в своей непознаваемости.

Она тихо отступила в безбрежье заволжских лесов, заслонилась заповедными юхотскими ельниками, завесилась лиственным мелколесьем, припала к руслам лесных речек, и казалось, навсегда замолчала. И лишь иногда напоминала о себе своим редкостно красивым именем. Имя это – ГРАФСКАЯ ДОРОГА!

Да, в нашем Заволжьи (а в прошлом на лесных землях Угличского уезда) когда-то была своя местная железная дорога. Построил ее граф Сергей Дмитриевич Шереметев, и была она отнюдь немала – больше 30 километров и имела своё прекрасное обустройство – от станций и разъездов до паровозных депо и станционных посёлков. Своя многочисленная обслуга, свои строгие путейские порядки, своя особая техническая красота. То есть в вековечных таёжных просторах Юхотщины своей удивительной жизнью жил невеликий, но очень достойный мир технической цивилизации! Разве не диво и разве не тайна?

Соприкоснуться с этим дивом и поближе разглядеть тайну, конечно, хотелось. И мы пытались это сделать. Беседовали с жителями заволжских деревень, вели поиски в местных архивах и конечно, выбирались в Заволжье на места самой дороги. Но первых два направления исканий печалили крайней скупостью обретаемых сведений: в памяти стариков осталось немногое и ещё меньше существенного отложилось в здешних архивах. А вот экскурсии в места пролегания Графской дороги давали если не богатство сведений, то безусловное богатство впечатлений. А для краеведа впечатления – это дорогой капитал!

Канувшая в безвестие заволжских лесов Графская дорога обладала, прямо таки, магической привлекательностью и особой красотой своих ещё различимых очертаний. Её маленькие и какие-то уютные насыпи, ее математически точно проложенные выемки, ее смелые выходы к рекам – всё влекло к странствию по этому загадочному пути! Всех лучше его мир знал создатель трогательного музея в историческом селе Учма Василий Гурьевич Смирнов. Но и мы уже узнали его тихое очарование и даже пытались искать якобы ещё стоящий в глухой чащобе локомобиль, якобы ещё сохранившиеся остатки мостов, якобы забытые устройства разъездов…

Но и Графская дорога не спешила с нами делиться своими секретами, да и сугубо мышкинские краеведческие дела требовали большого (постоянного…) внимания. И мы почтительно отступили перед тайнами Графской дороги, уважительно оставив их как непознанные и, наверно, уже недоступные для познания. Нам казалось, что у Графской дороги уже никогда не будет ни своих серьёзных исследователей – ни своих истинных открывателей ее судьбы.

Но как мы ошибались! И какое же это краеведческое счастье – убедиться в своей ошибке и обрести великолепный результат чьих-то глубоких и смелых исканий. Вот это краеведческое счастье к нам неожиданно и пришло!

Им стала книга В.В. Миронова «Графская дорога», созданная в искательском содружестве с Артуром Берзиным, Сергеем Дорожковым, Дмитрием Калиновским и Инной Дорожковой. Книга тысячью экземпляров вышла нынче, издана в Москве, в издательстве «УТ ПРИНТ».

Сразу скажем – издана великолепно, с отменно продуманным тонким дизайном, с богатыми иллюстрациями, на отличной бумаге и … с краеведчески обаятельным текстом!

Она вызывает глубокое почтение тщательностью архивных изысканий, обширностью приводимых документальных данных и чарующей милой непринуждённостью рассказов об экспедициях по Графской дороге. Нам не случалось встречать столь фундаментального исследования местного объекта, сочетающего научную строгость с краеведческой увлечённостью… Ведь чаще всего серьёзность науки решительно подавляет наивную прелесть краелюбия… А здесь – нет, здесь они живут в небывалом дружестве, в счастливом единении и в столь же счастливом общем успехе. И этот успех прекрасно многогранен. Он идёт уже от небывалого в центральной России исследовательского замысла – создать серию книг «Забытые дороги». Замысел действительно уникален, он выводит читателя к громадной, совершенно нетронутой исследователями теме. К теме хозяйственных коммуникаций старой России, к эпохе «первого обращения к капитализму».

И в ту, уже совсем далёкую эпоху, картина российских экономических потоков (а особенно местных) разительно отличалась от современной. Нередко деловая жизнь кипела там, где сейчас полное безлюдие, а хозяйственные пути пролегали там, где сегодня шумит сплошной лес, царствуют болота и непробудно дремлют обмелевшие реки. Пути эти были весьма разнообразными, от гужевых до водных. И среди них жило и трудилось целое громадное «царство» узкоколейных железных дорог. Узкоколейки обслуживали лесное хозяйство, добычу торфа, различных руд, вывоз сельскохозяйственной продукции, они широко применялись в строительстве, связывали местные промышленные центры…

Среди них были постоянные и переносные «американские» (на конной тяге) и русские (с использованием паровозов). А стационарная сеть узкоколеек была столь развитой, что охватывала своими сообщениями целые регионы. Все эти «младшие сестры» ширококолейных магистральных дорог и стали предметом увлечённого внимания переславских историков и краеведов. Да это и естественно, ведь их замечательный музей как раз и посвящён такому транспорту и радует посетителей редкостной коллекцией узкоколейного транспорта совершенно живыми паровозами, ходящими по узкой колее!

Книга «Графская дорога» открывает задуманную серию, она ее смелый и удачный первенец. Увлекательное изложение и образцовая научная последовательность привлекут многих читателей, а в первую очередь – угличан и мышкинцев, на чьих землях суждено было родиться и жить шереметевской дороге.

Она шла от приволжского села Угольники до лесной реки Молокши, красиво и отважно преодолевая Улейму, Свинцовку, Левоньку и многочисленные малые лесные потоки. Здесь, постукивая на стыках, катились грузовые платформы с лесом, каждая из которых была украшена изображением графской короны и монограммой владельца. Здесь действовала «Служба пути и тяги Юхотской лесовозной дороги его Сиятельства графа Сергея Дмитриевича Шереметева». Здесь лесные юхотские дали оглашались гудками двух маленьких паровозов, носивших самые здешние имена. Один назывался – «Юхоть», а другой – «Улейма».

Углич особенно удачно отразился в рассказе о Графской дороге. И упоминаниями о позиции уездного земства, и отношениями шереметевцев с населением, и прекрасными снимками угличских фотографов, рассказывающих о строительстве дороги и об ее работе.

Книга содержит множество ярких сведений о былом (грандиозном для этих мест!) строительстве – о труде сотен рабочих, о преодолении болот и каменных гряд. О прибытии на нашу станцию Волга Рыбинско-Виндавской железной дороги, казалось бы неподъёмных грузов для графской дороги и графских лесопильных заводов…

Оживают дотоле неведомые нам сведения об участии иностранных специалистов и целых фирм, о поставках лесной продукции в Англию, о сложных взаимоотношениях различных предпринимательских корпораций… Неожиданно выясняется, что к судьбе дороги были прикосновенны такие знаменитые люди, как крупный хозяйственный и придворный деятель Д.С. Сипягин, как знаменитый строитель Ярославско-Архангельской дороги С.И. Мамонтов и российский министр финансов С.Ю. Витте…

Книга ведёт читателя сквозь целую «вселенную» давних деловых и личных отношений старой России, пересекшихся в судьбе Графской дороги.

У этой книги много высоких достоинств и одно из них – это богатство иллюстраций. Их набор удивительно широк – от видов Углича и Мышкина и юхотских ландшафтов до отменно сделанных карт местности, копий документов, чертежей, технических рисунков и фотографий. Кажется, нет не единой страницы, которую бы не оживляли и не украшали эффектно исполненные иллюстрации….

И нельзя не сказать и о таком редкостном достоинстве, как живой и трогательный слог изложения, сумевший сохранить свежесть переживаний искателей, радость находок и счастье подлинных открытий. Этим «Графская дорога» решительно отличается, пожалуй, ото всей необъятности историко-краеведческой литературы. И эти свежесть и переживательность не утрачиваются на протяжении всего повествования, живут с читателями от первой страницы до последней.

А ещё… А ещё эта необычная краеведческая книга ценна интересными мыслями, рассыпанными по всем ее главам. Они разнообразны и привлекательны. А главной и самой значительной является мысль, завершающая долгую беседу книги с читателями. Вот она: «… Было бы интересно, наверное, придать исторической территории в Угольниках статус заповедного места. Провести комплексное обследование, определить места бывших построек и путей, расчистить площадку от сорных деревьев и кустарников, привести в порядок пруд с каналом. Можно бы даже восстановить участок пути с вагонеткой и устроить небольшой музей, посвящённый местному курьёзу подлинной, а не выдуманной достопримечательности».

И авторы продолжают развивать эту большую мысль о достижении разнообразия русских объектов показа, то есть диверсификации русского туристического дела: «Зачем всё это нужно? А хотя бы для понимания того, что собственная наша история состоит не из одних только церквей и монастырей. В российской глубинке существовали ещё деревни и сёла, кордоны и усадьбы, дороги и мосты, мельницы и фабрики, развившиеся по законам экономики. Везде была жизнь, отмеченная яркими событиями. Всему этому мы хотели посвятить свои новые «воспоминания». Надеемся на скорую встречу!»

И мы надеемся. На встречу с новыми находками, прекрасными впечатлениями и мудрыми мыслями о временах минувших, делах сегодняшних и, конечно, о днях завтрашних.

В. Гречухин.

С уважением, команда "Поезд напрокат"



Обратите внимание!

Пожалуйста, ознакомьтесь с общими правилами при проведении наших поездок.