Книга "Графская дорога"
Наличие мест: В наличии
Друзья! Хотим рассказать вам об уникальной книге Вадима Миронова "Графская дорога", которая вытягивает для нас из трясины времени полную событиями историю узкоколейки графа Шереметева. "Канувшая в безвестие заволжских лесов Графская дорога обладала, прямо таки, магической привлекательностью и особой красотой своих ещё различимых очертаний. Её маленькие и какие-то уютные насыпи, ее математически точно проложенные выемки, ее смелые выходы к рекам – всё влекло к странствию по этому загадочному пути! Книга ведёт читателя сквозь целую «вселенную» давних деловых и личных отношений старой России, пересекшихся в судьбе Графской дороги. Сразу скажем – издана великолепно, с отменно продуманным тонким дизайном, с богатыми иллюстрациями, на отличной бумаге и … с краеведчески обаятельным текстом!" Ниже на странице предлагаем вам ознакомиться с полным текстом рецензии на книгу от основателя Мышкинского народного музея Владимира Александровича Гречухина.
Приобрести книгу вы сможете в Переславском железнодорожном музее или заказать у нас.
Стоимость книги 1500 рублей:
Доставка:
0 рублей при получении книги на наших мероприятиях.
0 рублей при самовывозе из Москвы (Онежская улица) по предварительной договорённости.
500 рублей курьерская доставка по Москве.
Возможна отправка Авито, Почтой России и СДЭК по территории России.
Заказать книгу можно по email: umkarus@gmail.com или по WhatsApp и Telegram на
номер +7-926-1717342 (Александр).
Рецензия на книгу «ГРАФСКАЯ ДОРОГА»
…Когда много лет назад, в уже едва различимой дали прошлого я начинал
свой детский путь в краеведении, то оно представлялось мне страной
прекрасных тайн, чарующих воображение. Они властвовали над моей душой той
волшебной властью, без которой жизнь лишилась бы красоты и обаяния. Эти
тайны манили к первым неумелым шагам к познанию и к первым смешным и
трогательным находкам («открытиям»!)
Не рассказать, как драгоценно было каждое из таких «открытий», и как
драгоценно было каждое (даже самое малое) узнавание давно минувшей жизни.
Шли годы, и они сливались в десятилетия. Краеведение, простое и искреннее,
давно стало судьбой не только моей, но и моей семьи и моих немногих, но
верных друзей. Волшебный туман, скрывающий милые тайны прошлого малой
родины, расступался и редел, и ясней и понятней проступали давние события,
свершения, образы. И всё это становилось необходимой сердцу и разуму Большой
Историей малых родных мест, моим и нашим устойчивым здешним Русским Миром.
Прежних тайн становилось всё меньше, а разумной яви былого – все больше.
Но одна тайна, казалось, навсегда останется манящей и прекрасной в своей
непознаваемости.
Она тихо отступила в безбрежье заволжских лесов, заслонилась заповедными
юхотскими ельниками, завесилась лиственным мелколесьем, припала к руслам
лесных речек, и казалось, навсегда замолчала. И лишь иногда напоминала о
себе своим редкостно красивым именем. Имя это – ГРАФСКАЯ ДОРОГА!
Да, в нашем Заволжьи (а в прошлом на лесных землях Угличского уезда)
когда-то была своя местная железная дорога. Построил ее граф Сергей
Дмитриевич Шереметев, и была она отнюдь немала – больше 30 километров и
имела своё прекрасное обустройство – от станций и разъездов до паровозных
депо и станционных посёлков. Своя многочисленная обслуга, свои строгие
путейские порядки, своя особая техническая красота. То есть в вековечных
таёжных просторах Юхотщины своей удивительной жизнью жил невеликий, но очень
достойный мир технической цивилизации! Разве не диво и разве не тайна?
Соприкоснуться с этим дивом и поближе разглядеть тайну, конечно, хотелось. И
мы пытались это сделать. Беседовали с жителями заволжских деревень, вели
поиски в местных архивах и конечно, выбирались в Заволжье на места самой
дороги. Но первых два направления исканий печалили крайней скупостью
обретаемых сведений: в памяти стариков осталось немногое и ещё меньше
существенного отложилось в здешних архивах. А вот экскурсии в места
пролегания Графской дороги давали если не богатство сведений, то безусловное
богатство впечатлений. А для краеведа впечатления – это дорогой капитал!
Канувшая в безвестие заволжских лесов Графская дорога обладала, прямо таки,
магической привлекательностью и особой красотой своих ещё различимых
очертаний. Её маленькие и какие-то уютные насыпи, ее математически точно
проложенные выемки, ее смелые выходы к рекам – всё влекло к странствию по
этому загадочному пути! Всех лучше его мир знал создатель трогательного
музея в историческом селе Учма Василий Гурьевич Смирнов. Но и мы уже узнали
его тихое очарование и даже пытались искать якобы ещё стоящий в глухой
чащобе локомобиль, якобы ещё сохранившиеся остатки мостов, якобы забытые
устройства разъездов…
Но и Графская дорога не спешила с нами делиться своими секретами, да и
сугубо мышкинские краеведческие дела требовали большого (постоянного…)
внимания. И мы почтительно отступили перед тайнами Графской дороги,
уважительно оставив их как непознанные и, наверно, уже недоступные для
познания. Нам казалось, что у Графской дороги уже никогда не будет ни своих
серьёзных исследователей – ни своих истинных открывателей ее судьбы.
Но как мы ошибались! И какое же это краеведческое счастье – убедиться в
своей ошибке и обрести великолепный результат чьих-то глубоких и смелых
исканий. Вот это краеведческое счастье к нам неожиданно и пришло!
Им стала книга В.В. Миронова «Графская дорога», созданная в искательском
содружестве с Артуром Берзиным, Сергеем Дорожковым, Дмитрием Калиновским и
Инной Дорожковой. Книга тысячью экземпляров вышла нынче, издана в Москве, в
издательстве «УТ ПРИНТ».
Сразу скажем – издана великолепно, с отменно продуманным тонким дизайном, с
богатыми иллюстрациями, на отличной бумаге и … с краеведчески обаятельным
текстом!
Она вызывает глубокое почтение тщательностью архивных изысканий, обширностью
приводимых документальных данных и чарующей милой непринуждённостью
рассказов об экспедициях по Графской дороге. Нам не случалось встречать
столь фундаментального исследования местного объекта, сочетающего научную
строгость с краеведческой увлечённостью… Ведь чаще всего серьёзность науки
решительно подавляет наивную прелесть краелюбия… А здесь – нет, здесь они
живут в небывалом дружестве, в счастливом единении и в столь же счастливом
общем успехе. И этот успех прекрасно многогранен. Он идёт уже от небывалого
в центральной России исследовательского замысла – создать серию книг
«Забытые дороги». Замысел действительно уникален, он выводит читателя к
громадной, совершенно нетронутой исследователями теме. К теме хозяйственных
коммуникаций старой России, к эпохе «первого обращения к капитализму».
И в ту, уже совсем далёкую эпоху, картина российских экономических потоков
(а особенно местных) разительно отличалась от современной. Нередко деловая
жизнь кипела там, где сейчас полное безлюдие, а хозяйственные пути пролегали
там, где сегодня шумит сплошной лес, царствуют болота и непробудно дремлют
обмелевшие реки. Пути эти были весьма разнообразными, от гужевых до водных.
И среди них жило и трудилось целое громадное «царство» узкоколейных железных
дорог. Узкоколейки обслуживали лесное хозяйство, добычу торфа, различных
руд, вывоз сельскохозяйственной продукции, они широко применялись в
строительстве, связывали местные промышленные центры…
Среди них были постоянные и переносные «американские» (на конной тяге) и
русские (с использованием паровозов). А стационарная сеть узкоколеек была
столь развитой, что охватывала своими сообщениями целые регионы. Все эти
«младшие сестры» ширококолейных магистральных дорог и стали предметом
увлечённого внимания переславских историков и краеведов. Да это и
естественно, ведь их замечательный музей как раз и посвящён такому
транспорту и радует посетителей редкостной коллекцией узкоколейного
транспорта совершенно живыми паровозами, ходящими по узкой колее!
Книга «Графская дорога» открывает задуманную серию, она ее смелый и удачный
первенец. Увлекательное изложение и образцовая научная последовательность
привлекут многих читателей, а в первую очередь – угличан и мышкинцев, на
чьих землях суждено было родиться и жить шереметевской дороге.
Она шла от приволжского села Угольники до лесной реки Молокши, красиво и
отважно преодолевая Улейму, Свинцовку, Левоньку и многочисленные малые
лесные потоки. Здесь, постукивая на стыках, катились грузовые платформы с
лесом, каждая из которых была украшена изображением графской короны и
монограммой владельца. Здесь действовала «Служба пути и тяги Юхотской
лесовозной дороги его Сиятельства графа Сергея Дмитриевича Шереметева».
Здесь лесные юхотские дали оглашались гудками двух маленьких паровозов,
носивших самые здешние имена. Один назывался – «Юхоть», а другой – «Улейма».
Углич особенно удачно отразился в рассказе о Графской дороге. И упоминаниями
о позиции уездного земства, и отношениями шереметевцев с населением, и
прекрасными снимками угличских фотографов, рассказывающих о строительстве
дороги и об ее работе.
Книга содержит множество ярких сведений о былом (грандиозном для этих мест!)
строительстве – о труде сотен рабочих, о преодолении болот и каменных гряд.
О прибытии на нашу станцию Волга Рыбинско-Виндавской железной дороги,
казалось бы неподъёмных грузов для графской дороги и графских лесопильных
заводов…
Оживают дотоле неведомые нам сведения об участии иностранных специалистов и
целых фирм, о поставках лесной продукции в Англию, о сложных
взаимоотношениях различных предпринимательских корпораций… Неожиданно
выясняется, что к судьбе дороги были прикосновенны такие знаменитые люди,
как крупный хозяйственный и придворный деятель Д.С. Сипягин, как знаменитый
строитель Ярославско-Архангельской дороги С.И. Мамонтов и российский министр
финансов С.Ю. Витте…
Книга ведёт читателя сквозь целую «вселенную» давних деловых и личных
отношений старой России, пересекшихся в судьбе Графской дороги.
У этой книги много высоких достоинств и одно из них – это богатство
иллюстраций. Их набор удивительно широк – от видов Углича и Мышкина и
юхотских ландшафтов до отменно сделанных карт местности, копий документов,
чертежей, технических рисунков и фотографий. Кажется, нет не единой
страницы, которую бы не оживляли и не украшали эффектно исполненные
иллюстрации….
И нельзя не сказать и о таком редкостном достоинстве, как живой и
трогательный слог изложения, сумевший сохранить свежесть переживаний
искателей, радость находок и счастье подлинных открытий. Этим «Графская
дорога» решительно отличается, пожалуй, ото всей необъятности
историко-краеведческой литературы. И эти свежесть и переживательность не
утрачиваются на протяжении всего повествования, живут с читателями от первой
страницы до последней.
А ещё… А ещё эта необычная краеведческая книга ценна интересными мыслями,
рассыпанными по всем ее главам. Они разнообразны и привлекательны. А главной
и самой значительной является мысль, завершающая долгую беседу книги с
читателями. Вот она: «… Было бы интересно, наверное, придать исторической
территории в Угольниках статус заповедного места. Провести комплексное
обследование, определить места бывших построек и путей, расчистить площадку
от сорных деревьев и кустарников, привести в порядок пруд с каналом. Можно
бы даже восстановить участок пути с вагонеткой и устроить небольшой музей,
посвящённый местному курьёзу подлинной, а не выдуманной
достопримечательности».
И авторы продолжают развивать эту большую мысль о достижении разнообразия
русских объектов показа, то есть диверсификации русского туристического
дела: «Зачем всё это нужно? А хотя бы для понимания того, что собственная
наша история состоит не из одних только церквей и монастырей. В российской
глубинке существовали ещё деревни и сёла, кордоны и усадьбы, дороги и мосты,
мельницы и фабрики, развившиеся по законам экономики. Везде была жизнь,
отмеченная яркими событиями. Всему этому мы хотели посвятить свои новые
«воспоминания». Надеемся на скорую встречу!»
И мы надеемся. На встречу с новыми находками, прекрасными впечатлениями и
мудрыми мыслями о временах минувших, делах сегодняшних и, конечно, о днях
завтрашних.
В. Гречухин.
С уважением, команда "Поезд напрокат"
Обратите внимание!
Пожалуйста, ознакомьтесь с общими правилами при проведении наших поездок.