Вы включили den_solotareff в число своих друзей

×

[icon] My way - Железнодорожные выходные. УЖД Мезиновского торфопредприятия.
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.

Tags:, , ,
Security:
Subject:Железнодорожные выходные. УЖД Мезиновского торфопредприятия.
Time:11:06 am


В начале марта я писал про то как мы пытались найти на востоке московской области действующую УЖД. Тогда мы посетили три некогда богатых на УЖД поселка, Рязановский, Радовицкий Мох и Болонь. И только в последнем нашли артефакты присутствия рабочей узкоколейки.
После той поездки на просторах интернета наткнулся на ребят, которые организовывают поездки по еще пока действующим узкоколейкам.
И вот 22 марта рано утром я выезжаю их Москвы во Владимирскую область в посёлок Мезиновский на Мезиновскоеторфопредприятие.



Выехал я очень рано, так как навигатор упорно талдычил мне, что на место я приеду как минимум в двенадцать с лишнем часов. Но назло глобальному проводник приехал я даже немного раньше запланированного да и кто муже успел заехать еще в одно местечко.
Местечко это станция Тумская. Когда то логово дизель-поездов Д1, начало воспетой Паустовским Мещёрской Магистрали. Линию УЖД, здесь разобрали в прошлом году, а из оставшейся техники сделали импровизированный музей.
Подробней о станции Тумская в следующей части.
Музей состоит из четырех экспонатов: снегоочистителя, тепловоза ТУ-6, пассажирского вагона и грузовой платформы.
На путях широкой колее в одиночестве стоит пассажирский вагон «сидячка». Времени бродить по станции совсем не было, нужно ехать дальше.
1.

2.


На переезде встретились с Женьком и Ксюхой и поехали к воротом предприятия. Вскоре приехал один из организаторов покатушек – Антон. Он провел нас на территорию где мы прогуливались по территории депо рассматривая узкоколейную технику. Скоро подтянулись и остальные участники, которые приехали из Москвы на электричке.
На путях стоит ТУшка, ЭСУшка и пассажирский вагон.
3.

4.


Было немного времени и мы прогулялись по депо. Кстати запомните этот тепловоз без двигателя…
5.

6.

7.

8.

9.


В депо стоит какой то знакомый запах. Повсюду разлито масло и солярка…
10.


Весят плакаты по технике безопасности.
11.


В одном из цехов стоит токарный станок. И вот здесь я вспомнил что напоминает мне этот запах… Дело в том, что мой покойный отец был токарем, работал он а автобусном парке, и часто брал меня с собой на работу. Так вот там так же пахло. Пахло металлом, сваркой, маслом – пахло работой…
12.


Вскоре из депо выехал тепловоз, который нас повезет катать.

13.


14.


15.


16. Стыкуется с нашим вагончиком.


В вагоне чистенько и уютно. Здесь есть даже газовая плита и печка буржуйка. Можно жить!
17.


18.


19. Обратите внимание на рельсы!



Потом нас повели показывать и рассказывать как перерабатывают торф и делают торфяные брикеты, которые идут на отопление.

Торф с болота свозится на предприятие

20.


Посредством насосов сухой торф закачивается в такие барабаны.

21.


Здесь происходит окончательная сушка, валка торфа. На конечном этапе торф порисуется в брикеты. На выходе, бока будущих брикетов обжигаются.

22.


Брикет длинной кишкой поднимается по импровизированной трубе на верх, где происходит его фасовка.

23.


24.


25.



Вот такие вот батончики торфа получаются на выходе. Ими можно топить печи. Конечно торф уступает по выделению тепла каменному углю, но превосходит древесину.

26.


Весь процесс полностью автоматизирован. А ход обработки показан на нескольких мониторах.
27.


28.



После экскурсии по производству, мы погрузились в вагончик и неторопливо поехали поля торфодобычи. Стуча колесами и неуклюже поворачивая на почти прямых рельсах, мы выехали на обширные болота. Тепловоз не спеша тянул вагончик за собой. На улице светило солнце, припекая своими лучами сквозь окно. В вагоне бойко шло обсуждение узкоколейки, добычи торфа и торфоперерабтки.
29.



Я же вышел в тамбур, и высунулся из открытой двери. Маленький тепловоз тянул маленький вагончик, который покачивался из стороны в сторону на маленьких рельсах. Я смотрел вперед, изредка уварачиваясь от веток немногочисленных берез, которые растут вдоль линии, представлял себя на месте Паустовского, который на таком же вагончике держал путь вглубь Мещерского края.
30.



За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: "мерин". Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося "мерина". Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе.
К. Паустовский.


Да, и здесь тесно пересекается та самая станция Тума, а которой я расскажу подробно в следующей части. Но а пока мы прибываем на переезд, здесь делаем остановку. Здесь на обратном пути у нас будет пикник.
31.



Впереди виднеется бывшая станция Карсак и стоящая на ней узкоколейная техника.
Станция Карсак раньше по всей видимости имела три пути, центральный основной и два боковых. Левый боковой путь разобрали, оставив только правый, возможно использовавшийся как разъезд, а ныне на нем стоит списанная техника: два снегоочистителя, рельсоукладчик, несколько торфовозных вагонов, платформы для перевозки колесной техники и узкоколейная баня! Самодельная баня поставленная на платформу. Внутри печь буржуйка и скамейки вдоль стен.

32.


33.


34.


35.



Раздался тепловозный гудок, который оповестил нас о том, что тепловоз выехал с переезда и направляется к нам. Все рассредоточились по разным местам и замерли в ожидании лучшего кадра. Короткая остановка и мы неторопливо движемся дальше.
36.


В вагоне я уже прокатился, настал черед прокатится в кабине тепловоза. Но в кабину набилось много желающих, и мы решили поехать на самом носу ТУшки.
Это было великолепно! Поезд не спеша переваливался с одной рельсы на другую, где-то снизу на стыках стучали колеса. Теплый весенний ветер трепал волосы.
Выезжаем со станции и держим путь на поля торфоразроботок.
37.


38.


39.



Узкой полоской сквозь болота тянется узкоколейка. Слева и справа от линии бескрайние болота с многотонными залежами торфа.
Периодически встречаются следы узкоколейных железнодорожных крушений. Дело в том, что вагоны для транспортировки торфа, высокие и широкие, а колея довольно узкая, и к тому же далеко не ровная. Вот и опрокидываются вагончики, иногда тянущие за собой и весь состав целиком.
40.


Добираемся до небольшого перелеска. С основного пути начинают уходить технологические усы на поля разработок. Они уже давно не действующие, часть из них ждет демонтаж, а часть законсервированы на не определенный срок. На одном из таких усов стоит ЭСУ и несколько платформ. Через минуту мы подъезжаем на поля торфодобычи.
41.


42.


43.


44.
Здесь нам рассказали как готовятся поля для добычи торфа, как его добывают, как осушают болота и много другого интересного.
Фрезерный способ добычи торфа — является самым распространенным, но самым чувствительным к изменению погодных условий.
При фрезерном способе торф разрыхляется на глубину до 2 см с помощью трактора с установленным на нем навесным оборудованием. Такое оборудование являет собой фрезерный барабан или ножевой фрезер. Вращаясь вокруг собственной оси и углубляясь в залежи, фрезы снимают небольшой по толщине слой, превращая его в крошку. Разрыхленный таким образом торф сохнет на солнце. Во время сушки торф переворачивается 1-3 раза с помощью ворошилки, которая также устанавливается на тракторе. После того, как фрезерный торф достигает нужной влажности, он собирается в валки прямо на поле. Фрезерование, шевеление и валкование образуют собой так называемый «цикл сбора». Сразу после валкования начинается новый процесс фрезерования поверхности болота. Торф, собранный в валки, хуже вбирает влагу и потому останется сухим. После выполнения 4-6 циклов сбора торф, с помощью ленточного конвейера из валков грузится на прицепы и доставляется на специальную площадку для последующего складирования в бурты. Фрезерный торф может быть высушен лишь при сухой солнечной погоде, потому его добыча возможна лишь летом на протяжении достаточно короткого периода времени. Фрезерный торф являет собой сыпучую смесь мелких частиц разного размера.
А вокруг черные торфяные поля, различная техника по добыче торфа из недр. Техника здесь своя, необычная. Вот к примеру торфоуборочная машина МТФ-43А, ну чем не космические корабли пришельцев? Или как вам гусеницы этого монстра?
45.


46.


47.


48.



49.


50.




51.


52.


53.


Сторожки отапливаются причудливыми корягами. Если порыться в груде этих пней, то обязательно можно отыскать какие ни будь пеньки и из них сделать разные декоративные вещи.
54.


55.


После осмотра полей наш поезд покатил в обратную сторону. Не далеко от заброшенной станции Карсак, мы остановились на пикник, который любезно нам подготовили организаторы поездки. За что им огромное спасибо, очень своевременно.
И здесь пришла мысль – а что, если на ночевку встать на этом месте? А что, место хорошее, сухое, есть беседка, недалеко заброшенная станция которую можно будет пофотографировать спокойно или же даже ночью или на рассвете. Дорога до беседки по всей видимости чистится даже зимой, на другой стороне УЖД видно вполне проезжий проселок. Решено, пробуем добраться сюда.
56.


57.


58.


59.


60.


61.



Время неуклонно катилось к концу дня. Экскурсия подошла к концу. На горизонте показался наш небольшой тепловозник, который юрко «плыл» по волнистым рельсам. Нас ждал не долгий перегон до депо. На этом перегоне я забрался в кабину тепловоза, заодно узнать у дяди Пети дорогу и возможность проезда до беседки, а заодно и разговорились на разные темы.
62.


63.


64.


65.


66.


67.



По приезду в депо, попрощались со всеми и поехали к месту ночевки. Дорога не вызвала ни каких проблем, куда более грозно она выглядела из окна тепловоза. Пересекли в третий раз линию УЖД мы прибыли к беседке.
68.

69.


Пока солнце не опустилось за горизонт, вооружившись фотоаппаратом я решил вернуться на станцию.
Не успел я дойти да станции как на путях увидел снова знакомую ТУшку которая возвращалась с торфяных полей. Из окна вылез уже знакомый дядя Петя, спросил меня смогли ли мы доехать, получив утвердительный ответ промчался дальше.
Я же спокойно, не спеша полазил по технике, пофотографировал. Из за туч появилось солнце, окрасив своими теплыми лучами все вокруг…
70.

71.


72.


73.


74.


75.




76.


77.



79. А вот кстати и сама баня.



80.Платформы, для перевозки колесной техники.


81.


82.Бескрайние мещерские болота.


83.Сцепка.

84.


Вернулся обратно в лагерь, настало время ужина. На улице еще было светло, время было только половина девятого. Мы уже настолько нахватались впечатлений и чистого кислорода, что нас срубало в сон не по детски.Пока ужинали незаметно нас накрыло темнотой. Решил посмотреть как будет светить задний рабочий свет без снега (прошлые испытанию были тогда когда лежал снег), ну что же совсем не плохо. Сзади можно спокойно разбивать лагерь, занимать прочими делами, все здорово!
85.

86.



Когда совсем стемнело, усталость и сон окончательно свалил с ног Ксюху, ну а самые стойкие Женек, Галя и я пошли снова на станцию, попробовать сделать какие ни будь интересные фотографии станции призрака. На небе то загорались то снова тухли звезды, где то в далеки, на полях, светили прожектора. Похолодало. Станция в свете фонарей ни чем особым не зацепила.
87.


88.


89.


90.


91.


Станция призрак, не смогла похвастается приведениями и прочими аномалиями, хотя…. Пока мы гуляли по станции вдалеке надрываясь, лаяли собаки. Со временем их лай становился все ближе и отчетливей. В какой-то момент мы поняли, что лай совсем близко, и звук идет от нашего лагеря. Здесь шутки закончились. Мы шли по линии, светя фонарями вперед. Мощный поток света прорывал тьму, обернувшись по спине прошел холодок, станция призрак дышала нам в спину своим холодным дыханием. Свет от фонаря снова осветил остов брошенного снегоочистителя на заброшенных путях забытой станции Карсак. Снегоочеститель как бы ехидно улыбался, провожая нас своим холодным взглядом. Лай собак приближался. Впереди заблестели три пары глаз. В одной руке все крепче я сжимал фонарь в другой подготовил штатив от самообороны.
Подойдя еще ближе, светящихся глаз в темноте, становилось все больше и больше, а спине все холоднее и холоднее….
Продолжение следует…
comments: Оставить комментарий Previous Entry В избранное Поделиться Отслеживать Пожаловаться Next Entry


evstratov_and
Link:(Link)
Time:28 Март 2014 15:46 (местное)
спасибо за интересный рассказ. И особенно его концовку.
(Ответить) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:28 Март 2014 23:49 (местное)
да не за что! продолжение следует :)
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


chihayuschiy
Link:(Link)
Time:28 Март 2014 20:12 (местное)
Крутая экскурсия!
Концовка - хоррор, но раз пишешь - значит вас не съели )))
(Ответить) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:28 Март 2014 23:50 (местное)
если живые не значит здоровые ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


chihayuschiy
Link:(Link)
Time:28 Март 2014 23:55 (местное)
Ой блин, вот это хреново.
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:29 Март 2014 00:00 (местное)
заинтриговал да? :) Но об этом в следующей части :)
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


urbanomica
Link:(Link)
Time:31 Март 2014 11:18 (местное)
Эх, как жаль что мимо такого мероприятия пролетел... Смотрю спросом пользуется катание - народу много. Надо мониторить их сайт.
(Ответить) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:31 Март 2014 11:24 (местное)
14 апреля они снова вроде едут туда же.
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


urbanomica
Link:(Link)
Time:31 Март 2014 11:27 (местное)
о, надо срочно брать на заметку. Но я бы сейчас уже до мая пожождал.
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:31 Март 2014 11:30 (местное)
В мае они на Алапаевскую УЖД едут. Вот там да, красота...
Тогда уж лучше до лета подождать, там на дрезинах катаются...
Я вообще зимой бы на это посмотрел. Посмотрел бы в действии снегоочиститель к примеру :)
Я думаю если будет у них экскурсия в Болонь, стоит прокатится.
Да и вообще, летом хочу провести вылазку-экспедицию с целью поиска Мещерской магистрали. Об этом во второй части будет.
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


urbanomica
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 22:51 (местное)
в итоге записались на 14е апреля всем семейством. Соблазнились твоими отчётами ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 22:53 (местное)
вы на машине поедете?
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


urbanomica
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 22:54 (местное)
да, и с ночёвкой.
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 22:58 (местное)
выезжайте пораньше. едьте через Туму (ктати в Туме тоже есть интересности см. следующую часть), другой дороги нет, точнее есть но скорее всего там бездорожье. Сапоги возьмите обязательно, говнища там по самые .... колени. Ночевать можете на беседке, нам место там понравилось.
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


urbanomica
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 23:08 (местное)
да, твой рассказ уже изучил, скорее всего так и поступим :)
а за рекомендацию по дороге спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


ski_fanatic
Link:(Link)
Time:3 Апрель 2014 04:08 (местное)
Только не на 14ое, а на 12ое =) Не забудьте! (Александр - организатор)

Edited at 2014-04-03 04:09 (local)
(Ответить) (Parent) (Thread) Редактировать Удалить Отслеживать


shel1983
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 01:03 (местное)
Кстати, на выходных попробовал топить печку этими торфяными брикетами, которые мы набрали в депо. Когда дрова прогорели и остались только угли, подкинул пару эти брикетов. Приятно был удивлен, они тлели очень долго, при этом, очень хорошо отдавали тепло.
(Ответить) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 11:44 (местное)
так ими топить надо или что бы они тлели? Просто у меня печь каменная, и у меня такой фокус не прокатит
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


shel1983
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 12:38 (местное)
У тебя топка открытая? Дверцы нет? Или почему у тебя так не прокатит?
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 12:52 (местное)
Я когда топлю печь, точнее когда прогорают дрова, и остаются угли я задвигаю задвижку, которая находится на входе трубы. Тем самым жар от этих углей еще больше накаляют стены печи и все тепло сохраняется в самой печи, отапливая дом. А если я положу дотлевать дрова и закрою задвижку, то я просто задохнусь от дыма и угарного газа, а если задвижку оставить открытой, то тепло из печи попросту выдует...
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


shel1983
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 13:19 (местное)
Ну у меня так же, если шибер открыть то тепло уходит, по этому шибер закрываю не до конца. Щелочку оставляю, что-бы дым потихоньку уходил. И все ok. Попробуй как нить.
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать


den_solotareff
Link:(Link)
Time:1 Апрель 2014 13:22 (местное)
я понял) но у меня тяжело будет это сделать.... Я то не знаю как там печник чего заложил и на сколько нужно задвижку вытащить, что бы была та самая щель. Попробовать можно будет.
(Ответить) (Parent) (Thread) Отслеживать

[icon] My way - Железнодорожные выходные. УЖД Мезиновского торфопредприятия.
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.