В Пользовательское соглашение и Положение о конфиденциальности LiveJournal были внесены изменения. Подробнее.

Пишет arnyfrazer ([info]arnyfrazer)
@ 2009-12-30 16:01:00
Предыдущая запись  В избранное!  Share this!  Отслеживать  Пометить как материал для взрослых  Следующая запись
"Поезд на Туму"
26.12.09, железная дорога Тумская-Голованова Дача


Еще одна поездка с катанием по узкоколейной железной дороге.

Организовали - те же люди, которым я бесконечно благодарен. Называть координаты я не стану, так как, во-первых, мне за рекламу не платят, а во-вторых, мероприятие на этот раз неофициальное. Но если кто обратится ко мне лично, информацию я, конечно, дам. Итак, бывшая Рязанско-Владимирская УЖД. Та самая, по которой я немножко прогулялся летом. Как показала экспертиза РЖД, по этой дороге еще действительно можно ездить, чем и воспользовались организаторы поездки. От самой дороги протяженностью некогда более ста километров остался участок Тумская - Гуреевский длиной всего шесть и боковая ветка Гуреевский - Голованова дача, около 25 километров. Именно эта ветка использовалась для пассажирского движения аж до 2007 года. Она соединяла поселок Тума и станцию Тумская, куда можно добраться на автобусе и "тарзане", с деревнями, лежащими на откровенном отшибе. Поезд ходил 2-3 раза в неделю от Тумы до Гуреевского, где тепловоз перецеплялся с другой стороны вагона и сворачивал в Голованову дачу. Схематически это выглядит так:



Из автобуса нас высадили в Гуреевском. Почему, я спросить забыл. Делаю себе на полях пометку - надо выяснить. На снимках - трасса Рязань-Владимир, после строительства которой "большая" ветка узкоколейки, собственно, и отмерла.







Поселок вполне себе живой, есть, конечно, и брошенные дома, но куда без этого. Запомнился флаг на здании "одминистрации", который, похоже, побывал в уничтожителе, но чудом был спасен, и нечто, напоминающее лосиную кормушку.















Поезд уже стоял. На фотографиях еще знаменитый "утюг", снегоочиститель с деревянными стенами, про который много где писали, и платформа, которая символизирует тупик на месте разобранного пути в рязань.













Вокзал давно заселили местные жители. Если не ошибаюсь, в их числе и знаменитый Никулин, который подрабатывает тем, что катает по дороге на личной дрезине. Он тоже принял участие в подготовке поездки.





Поехали. Вагон в этот раз, к счастью, тоже оказался теплым. И вообще, в неплохом состоянии вагончик. Даже стекла двухслойные.

 











На ближайшем переезде нас выпустили пофотографировать, а Никулин и машинист принялись бить лед, утрамбованный автомобилями. Пока стояли, к переезду подъехал лесовоз (снято через стекло). Как бы водитель не подумал, что узкоколейку восстанавливают и автомонополии на вывоз мещерского леса наступает конец. Мечты-мечты...












Въезжаем в зимний лес. Все хорошо, если бы не погода. Весь день дождь. Опять дождь. В Гусе-Хрустальном дождь был - и тут теперь тоже. Еще одна фотоостановка.























Остановочный пункт. Бывший, естественно. Деревня Курша. Тоже бывшая. Эта деревня вымерла...







































Не знаю, почему, но мне в подобных брошенных деревнях видится какое-то величие. Особенно в такую тоскливую погоду. Дело в том, что они построены из дерева. Поэтому не производят впечатления брошенного творения рук человеческих, деградировавшего великолепия или разрушенной цивилизации. Наоборот, эти деревни выглядят как часть природы, выданная людям во временное пользование, возвращенная по мере ухода людей и вновь врастающая во внешнюю среду. Такой кусочек вечности, спрыгнувший с поезда времени за сигаретами и постепенно догоняющий свой вагон.

Кстати, снег на рельсах тепловозу не мешает. Переезд - другое дело, там под колесами наст утрамбовался. А тут по лесу тепловоз идет спокойно. Правда мне стало жалко молодые сосенки, которые подросли вдоль пути. Но потом выяснилось, что никакого вреда им от поезда нет.







По прибытии в Голованову дачу народ устроил небольшой флешмоб. ЧТобы не разворачиваться на треугольнике, машинист попросил оттолкать вагон за стрелку, а сам переехал по другую сторону. Кстати, сдвинуть с места узкоколейный пассажирский вагон могу даже я в одиночку. А для того, чтобы он не скатывался по склону, достаточно оказалось подложить веточку.







В Головановой даче вокзал, в отличие от Гуреевского, заколочен и не используется. А табличка, сколь мне известно, хранится в узкоколейном музее Переславля-Залесского.



















Голованова Дача жива. Не процветает, но жива. Есть вполне приличного вида дома, кое-где из трубы идет дым, стоит машина.

















Я направился прогуляться вдоль треугольника. Там в качестве тупика также использовалась платформа.



















Путь обратно. Я выполз в тамбyр, поснимать зимнюю Мещеру на ходу.











Вот и Гуреевский. Но это еще не конец - нас отвезут в Туму. Для чего тепловоз опять перецепится с другого конца, заняв, так сказать, изначальное положение.











В Туму ехали в темном вагоне. Лампочки, возможно, и горят, но питания явно нет. Да оно, наверное, и к лучшему - за окном ведь не город, огней никаких. Из освещенного вагона ничего видно бы не было. В Туме - последние фотографии. Тепловоз высадил всех у вокзала и медленно потрусил в депо. Кто знает, возможно, это последний пассажирский поезд, пришедший на станцию Тумская. Усилившийся, оплакивающий дождь как бы подтвердил эту мысль. Спешите жить. Спешите читать, смотреть, слушать то, что хочется, бывать там, куда тянет, общаться с теми, кто вам симпатичен. Почему-то бывает так, что чем ценнее некая форма бытия, тем более она хрупка и недолговечна...















Не могу сказать, что не хочу повторяться. Хочу повторяться. Еще как хочу. Разве эта дорога - не готовый туристический маршрут? Кто знает, как тут клево летом - наверняка согласится. Зимой нормальной, не плюсовой, наверное, не хуже. Для туристов не нужны скорости. Им черепаший ход поезда на руку. Дома отдыха, от которых можно за час-полчаса привозить сюда отдыхающих, в Мещере есть, а уж Рязань, Владимир, Гусь-Хрустальный - известные туристические центры. И цена будет подешевле. Одно дело арендовать поезд "раз в жизни", другое - работа на постоянной основе. Так что ждем инвестора. Не девелопера, прошу учесть, который хочет, чтобы продавалось, а инвестора, который хочет, чтоб работало. С наступающим!!!

P.S. И уж я-то конечно летом в Мещеру обязательно поеду. И в Голованову Дачу загляну тоже. У меня осталось чувство, что посмотреть здесь можно во много-много раз больше, чем я уже видел.


(3 комментария) - (Добавить комментарий)


[info]5_yr
2010-01-07 06:56 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Неужели от Тумы до Гуреево всё-таки можно доехать? Никулин мне летом 2009-го говорил, что там уже кирдык даже по меркам его пионеркию.

Про туризм: это почти нереально. Слишком эксклюзивным получается маршрут, там не будет продаж, он будет очень нечастым. И очень много работы.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arnyfrazer
2010-01-13 02:04 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Нереально? Возможно и так. Но на мой взгляд - от маркетинга зависит. Можно включить в программу каких-нибудь поездок по Золотому кольцу - и продаж будет много.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]e_r_s_h_i_k
2010-01-11 06:15 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Как-то грустно.
А с другой стороны на смену старому всегда приходит что-то новое. Но лучше ли будет это новое - вопрос.
Спасибо за отчет.

(Ответить)


(3 комментария) - (Добавить комментарий)

Image by [info]perplexedchick. Join the contest in [info]remixed!